Сочинение: "Высший свет в изображении Л. Н. Толстого"
на школьном ТЕГОСе

← К автору
Страница: [ 1 ] 2
В романе "Война и мир" Толстой "со строгостью судьи и гражданина" вершит нравственный суд над
высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России.
Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда.
Нравственность, как считает писатель, - это умение почувствовать свое "я" как часть общечеловеческого
"мы". Любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею
совестью.
Иные отношения Толстого к высшему свету, "завистливому и душному для сердца вольного и пламенных
страстей" (Лермонтов).
С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и
знакомимся со "сливками" этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой
развенчивает утонченные манеры этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество,
нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все
неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или
злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении
Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к "приличьем стянутым маскам", к маскараду.
Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным
энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.
Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой "веретена с разных
сторон равномерно и не умолкая шумели". Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся
государственные интриги, решаются личные проблемы, строятся корыстные планы: подыскиваются места для
неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или
замужества.
В этом свете, как рисует Толстой, "кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные".
Вспомним искаженные лица "скорбной" Друбецкой и "благостного" князя Василия, когда они вдвоем вцепились
в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.
А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая "военная операция", тщательно продуманная
Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий
врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Начинается
осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить
эту операцию.
О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?
С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой "объяснение в любви" Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной.
Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в
любви по всей форме.
Страница: [ 1 ] 2
← К автору
Школьный раздел
На главную
1