Сочинение: "Лев Толстой - классик мировой литературы"
на школьном ТЕГОСе

← К автору
Страница: [ 1 ] 2 3
В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской в мировой литературы Льва Толстого.

Произведения второй половины 50-х годов. Поражение России в Крымской войне обострило социальные и общественные противоречия, сложившиеся в русской жизни к середине 50-х годов. Переломный период в истории русского обществ и русской литературы отразился и в творчестве Толстого. От военной тематики писатель обращается к проблеме наиболее актуальной в условиях русской жизни середины 50-х годов - крестьянской. Однако изменение тематики не меняет основного направления творчества Толстого. Его новые произведения - "Утро помещика" (1856), "Люцерн" (1857), "Казаки" (1852- 1853) запечатлели разные варианты исканий героя, переступившего порог юности, и, следовательно, генетически были связаны с автобиографической трилогией.

В начале 80-х годов происходит решительный перелом во взглядах Толстого на жизнь, ее нравственные основы, на общественные отношения. Лев Толстой, принадлежавший по рождению и воспитанию к высшей помещичьей знати в России, "порвал со всеми привычными взглядами этой среды и в своих последних произведениях обрушился с страстною критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь".

Писатель становится выразителем идей и настроений русского патриархального крестьянства, что и предопределило как сильные, так и слабые стороны его мировоззрения и творчества. Теперь Толстой на все явления жизни, на все стороны эксплуататорского общества смотрит глазами народа. Он последовательно защищает интересы "земледельческого класса", призывает к уничтожению зла и насилия во всех их разновидностях, но без применения силы. Речь идет не о проповеди равнодушия, безразличия к господствующему злу, несправедливости, угнетению. Толстой призывает к борьбе с ними, однако борьба эта должна быть ненасильственной, бескровной, ибо любое насилие (в том числе и революционное), по мнению писателя, только увеличивает зло. "Как огонь не тушит огня, так зло не может потушить зла",- писал Толстой в трактате "В чем моя вера?".

Учение о нравственном самоусовершенствовании, о непротивлении злу насилием, которое Толстой рассматривал как действенное средство в борьбе с общественной несправедливостью, определяло характер его творчества конца XIX - начала XX в. В публицистических произведениях "Исповедь", "В чем моя вера?", "Царство божие внутри нас", "Так что же нам делать?" и других Толстой с полной искренностью рассказывал о своих новых взглядах. С позиций патриархального крестьянства он подвергал страстной критике не только основы жизни господствующих классов, но отвергал даже завоевания культуры и цивилизации, коль скоро они, по мысли Толстого, не содействовали улучшению жизни простого трудового народа, были недоступны для восприятия крестьян и не приносили им прямой и непосредственной пользы.
Страница: [ 1 ] 2 3
← К автору
Школьный раздел
На главную
1